Распечатать
1382

Exegi monumentum.*

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.**

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

* "Я воздвиг памятник" (лат.). Эпиграф взят из произведений
Горация, знаменитого римского поэта (65-8 гг. до н. э.).

** Александрийский столп - колонна, поставленная в честь царя
Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.

22Нравится

Краткий анализ стихотворения

Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) — это его поэтическое завещание, написанное за несколько месяцев до смерти. Являясь частью многовековой традиции (восходящей к Горацию), оно подводит итог творческому пути поэта. Произведение написано в жанре оды и относится к классицизму. Его главная тема — бессмертие поэта в его творчестве. Основная мысль: истинный памятник поэту — это его поэзия, живущая в народе, а величие определяется служением гуманистическим идеалам.

Композиционно стихотворение представляет собой монолог-доказательство. Поэт утверждает, что его «нерукотворный памятник» выше любого монумента земным царям, потому что его слава — всенародная. Своими главными заслугами Пушкин называет пробуждение «чувств добрых», прославление Свободы и призыв к «милости к падшим». В финале он обращается к Музе с заветом служить лишь «веленью божию», презирая хвалу и клевету.

Высокий, торжественный стиль создается с помощью старославянизмов («воздвиг», «доколь», «пиит»), монументальных образов (нерукотворный памятник, Александрийский столп) и величественного ритма шестистопного ямба. «Памятник» — это вечный манифест о высоком предназначении искусства, его независимости от власти и его служении народу и вечным ценностям.

Комментарии

Отмена